Трудовое воспитание >>>
Коль скоро школа не только учит, читать, писать и вообще быть человеком умным и всесторонне развитым, а ещё и занимается социализацией ребёнка, нельзя забывать про один из аспектов этой самой социализации – трудовое воспитание. Можно много и неконструктивно рассуждать на тему, что современные дети к труду не приучены, и никакими лишними обязанностями не обременены. Да, спорить трудно, что слова «трудовой десант» не у всех школьников сегодня вызовут тот самый энтузиазм, что в своё время был присущ пионерам и комсомольцам. Но всё же трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным.
Задачи трудового воспитания
Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи:
-
Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
-
Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
-
Развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике;
-
Формирование основ умственного и физического труда;
-
Вооружение школьников разнообразными умениями и навыками.
У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный.
Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.
Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу.
Стоит сказать и про производительный труд, который является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей.
В той или иной степени вышеперечисленные мероприятия знакомы всем и каждый имеет некоторые представления по их организации. Но, без сомнений, современный подход к трудовым десантам должен немного преображать привычные формы и привлекать ребят оригинальностью и новизной. Конечно, мы никогда не уйдём от дежурства в классе, от работы на пришкольном участке. Согласитесь, их трудно преобразить, но внести изюминку можно. Достаточно устроить конкурс на лучшего дежурного месяца или мотивировать ребят каким-то бонусом внутри школьной системы, и интерес ребят к этим мероприятиям возрастёт.
Есть немало школ, где трудовое воспитание поставлено во главу угла. Естественно, большинство из них находится в сельской местности. Разумным выглядит создание трудовых отрядов на базе каждого класса или параллели, и за этими самыми отрядами закреплены вполне определённые трудовые обязанности. К примеру, один отряд отвечает за уборку памятника павшим воинам (такие ведь есть практически в каждом посёлке), другой отряд ухаживает за небольшой пришкольной аллеей, третьи – берут шефство над цветником. Задания можно разнообразить, не ограничивая их только физическим трудом. Творческий труд тоже стоит стимулировать, устраивать раз в полгода ярмарки творческих работ учеников.
Яркий и позитивный опыт современного трудового воспитания. Суть профессиональных проб заключается в том, что ребята выпускных классов «примеряют» на себя некоторые профессии. Они могут провести несколько часов на предприятии (если школа договорилась с его представителями), постоять вместе с настоящим продавцом за прилавком магазина, провести урок у малышей и т.д. В этом деле школа должна заручиться поддержкой родителей, которые и должны стать проводниками в мир профессий и помочь получить ребятам ценный опыт.
Творческий труд наиболее позитивно воспринимается школьниками, практически каждый хочет создать красивую интересную вещь своими руками. Чтобы стимулировать их активность, нужно периодически устраивать выставки творческих работ. Например, ко дню Матери организовать выставку «Золотые руки мамы», которая будет состоять из предметов рукоделия и творческих экспериментов мам.
Во время субботников и экологических десантов учителя не должны стоять в стороне, их пример является главенствующим для ребят.
Почему так незаслуженно забыты старые добрые мероприятия по сбору макулатуры? Есть школы, которые устраивают внутренние соревнования по сбору макулатуры и класс-победитель награждается, к примеру, персональным компьютером. Конечно, речь не идёт о новой, специально приобретённой по этому случаю, вычислительной технике, но всё же для классов это сильная мотивация.
Без неё никуда. Не заручившись их поддержкой, работа будет односторонней. Дети будут противопоставлять дом, где у них немного обязанностей, школе, где их «заставляют» грядки полоть и пыль вытирать.
Трудовому воспитанию можно посвящать родительские собрания, организовывать встречи в рамках родительского клуба. Ведь многие мамы и папы имеют ложное представление о трудовом воспитании ребёнка и преуменьшают его роль. Кто-то считает, что третьеклассник не должен уметь подметать пол и максимум его возможностей – вынести мусор. Школа может и должна рассказать родителям об истинном положении дел и объяснить, как ребята могут трудиться в семье.
Если школа и родители будут действовать в тандеме, можно говорить о реальности достижения целей.
Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.